Что такое овербукинг и чем он грозит пассажирам?

​Недавний пример, когда пассажира United Airlines просто выволокли из самолета, чтобы освободить места для сотрудников авиакомпании, показал, что практика, когда путешественника могут снять с рейса или отказать в посадке, продолжает существовать.

avianews.com изучил, почему происходит овербукинг и какие права имеет пассажир в таких случаях.

Перепродажа мест (овербукинг)

Многие авиакомпания во всем мире продают больше мест, чем есть в самолетах. Это нормальная практика, которая допускается правилами в ряде стран.

Так авиакомпании поступают по ряду причин:

1. Ряд билетов продаются по дорогим гибким тарифам. В последний момент пассажир может отказаться от перелета. В результате авиакомпания может не успеть продать освободившееся место, а из-за правил гибкого тарифа вынуждена будет вернуть путешественнику всю или большую часть заплаченных денег.

В случае, если на рейс не явится пассажир по тарифу, не предусматривающему возврат билета, авиакомпания все равно заработает на таком клиенте, но если продаст его билет еще раз – сможет заработать в двойне.

2. Некоторые пассажиры прибывают в аэропорт, регистрируются и даже сдают багаж, однако теряются в кафе или магазинах, в результате не приходят на посадку вовремя. Именно поэтому часто в аэропортах можно слышать объявления, когда сотрудники у выхода на посадку просят срочно явиться конкретных пассажиров по имени.

3. Из-за технических проблем или сложностей с ротацией воздушных судов авиакомпания может поставить на рейс меньшее воздушное судно, чем изначально планировалось. В результате возникает непредвиденный овербукинг, когда формально авиакомпания не продавала больше билетов, чем мест в самолете, однако не все пассажиры смогут улететь.

Что происходит в случае овербукинга?

Если авиакомпания продала больше билетов, чем мест в самолете, а все пассажиры явились на посадку, авиаперевозчику дешевле пересадить пассажиров из эконом-класса в бизнес-класс, где могут быть свободные места, чем отказывать им в перелете. Именно поэтому некоторые путешественники могут сталкиваться с бесплатным апгрейдом в бизнес-класс у выхода на посадку.

В случае же если мест нет ни в одном из классов, чтобы усадить всех пассажиров, представители авиакомпании обычно объявляют о поиске волонтеров, которые согласятся добровольно не лететь. Если же таких волонтеров не находят, авиакомпания может снять пассажиров с рейса по своему усмотрению.

Какие права имеют пассажиры в случае овербукинга?

В Украине и Евросоюзе действуют одинаковые правила в случае, если пассажиру отказывают в посадке на рейс. Они зафиксированы в Воздушном кодексе Украины и регуляции ЕС №261/2004.

Пассажир любой украинской авиакомпании или авиакомпании ЕС, а также любой авиакомпании, вылетающей из ЕС, которого не пустили на борт самолета из-за нехватки мест, имеет право на получение компенсации в размере:

  • 250 евро для рейсов дальностью до 1500 км
  • 400 евро для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км
  • 600 евро для рейсов дальностью свыше 3500 км

Авиакомпания имеет право уменьшить компенсацию на 50%, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки до его пункта назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного времени:

  • на 2 часа для рейсов дальностью до 1500 км
  • на 3 часа для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км
  • на 4 часа для рейсов дальностью свыше 3500 км

Помимо выплаты компенсации, авиакомпания обязана переоформить пассажиру билет на другую дату или вернуть полную стоимость авиабилета. В случае, если пассажир решит лететь в более позднее время, авиакомпания обязана обеспечить его напитками и питанием, а также гостиницей в случае длительного ожидания следующего рейса.

Правила для авиакомпаний в США предусматривают, что пассажира могут снять с рейса и направить его следующим самолетом.

Если новый рейс прибывает позже не более чем на один час по сравнению с временем прилета в конечную точку в первоначальном билете, авиакомпания может не платить компенсацию.

Если новый рейс прибывает позже в пределах одного-двух часов для маршрутов в пределах США и в пределах одного-четырех часов для международных маршрутов – авиакомпания должна заплатить пассажиру компенсацию, которая составляет 200% от размера тарифа в одну сторону, но не более $ 675.

Если же альтернативный рейс прибывает на более чем два часа позже по сравнению с изначальным для маршрутов в пределах США и более чем на четыре часа позже для международных маршрутов – авиакомпания должна заплатить пассажиру компенсацию, которая составляет 400% от размера тарифа в одну сторону, но не более $ 1350.

Также пассажир может отказаться от перелета и получить деньги за билет по вынужденной процедуре возврата, однако авиакомпания все равно обязана выплатить компенсацию в качестве покрытия причиненных пассажиру неудобств.

Версия для печати
Отпуск.com: новости туризма
tst-1.ru